Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Профессиональная этика современного педагога

Дата: 23 апреля 2019 в 08:47, Обновлено 26 мая 2020 в 14:53

Профессиональная этика современного педагога

                                                                                                                                          «Только личность может действовать

                                            на развитие  и определение личности,

                                                            только характером можно образовать характер».

                                                                                                  К.Д.Ушинский

            

           «Этика – философское учение  о морали, её развитии, принципах, нормах и роли в обществе; совокупность норм поведения» (С.И. Ожегов).

         Педагогический такт – это чувство меры в поведении и действиях учителя, включающее в себя высокую гуманность, уважение достоинства ученика, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями, коллегами по труду. Педагогический такт – одна из форм реализации педагогической этики.

          Основными элементами педагогического такта являются:

     - требовательность и уважительность к воспитаннику;

     - умение видеть и слышать ученика, сопереживать ему;

     - деловой тон общения;

     - внимательность, чуткость педагога.

          Профессиональный такт проявляется:

      - во внешнем облике педагога;

      - в умении быстро и правильно оценивать сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;

      -  в умении сдерживать свои чувства и не терять  самообладания в сложной  ситуации;

      - в сочетании разумной требовательности с чутким отношением к учащимся;

      -  в хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

      - в самокритичной оценке своего труда.

         Тактичный педагог:

-приходит вовремя на работу, деловые встречи;

-своевременно возвращает то, что одалживал у коллег, учащихся, их родителей;

-не повторяет слухов, непроверенных фактов, тем более, если они могут нанести ущерб окружающим.  

Эталоны  и  аксиомы  педагогического  профессионализма – это  то,  что должно неотъемлемо приниматься теми людьми, кто посвятил себя нелегкому труду: воспитанию и обучению подрастающего поколения.

         1. Учитель должен уметь любить детей. 

Любить детей - это, прежде всего, понимать их и принимать их такими, какие они есть, со своими достоинствами и недостатками. 

         2. Учитель должен относиться к детям с уважением.

Учительский стол возвышает взрослого над детьми. Он не только диктует стиль, формы общения, но и обязывает уважать и оберегать личность ребенка. Я. Корчак остроумно заметил: «Высокий рост человека не есть свидетельство его превосходства над окружающими».

         3.  Ученик - имеет право на незнание. Ученик имеет право не знать,  но он будет стремиться к познанию при правильно организованном воспитательно-образовательном процессе.

4. Злой учитель  -  непрофессионал.   

Педагогу  необходимо  научиться  сдерживать  свои   отрицательные  эмоции, быстро успокаиваться в сложных ситуациях. Постоянный самоконтроль вырабатывает умение не раздражиться в самых критических ситуациях. В.Г.  Короленко заметил остроумно:  «За собой следи,  чтобы не раздражаться: и людьми и лошадьми надо управлять, владея, прежде всего, собой».

Требования к педагогу при работе с родителями:

        

    1)  Сознание и нравственная ответственность перед родителями учащихся за результаты обучения и воспитания.

     2) Поиск контактов с родителями учащихся и осознание своей ответственности за организацию такого сотрудничества.

    3) Недопущение оскорбления родительских чувств необоснованной оценкой способностей, успеваемости и поведения детей. Педагог обязан давать учащимся только объективную характеристику.  

     4)  Повышение авторитета родителей в глазах детей, умение оценить и показать детям наиболее значимые качества их родителей. Педагог, который смог повлиять на рост авторитета родителей в глазах своих детей, поднимает и свой авторитет.

    

Памятка для педагогов

«Основные правила общения с ребёнком, родителями, коллегами»

Уважайте людей. Умейте говорить не только о том, что волнует Вас, но и том, что волнует вашего собеседника. Запоминайте имена всех, с кем приходиться общаться. Старайтесь чаще хвалить, одобрять своего собеседника.

Будьте смелыми и решительными. Входящие в компетенцию педагога вопросы должны решаться им самостоятельно. Нерешенные проблем угнетают психику, делают человека неуравновешенным, раздражительным.

Чаще улыбайтесь. Улыбка при встрече говорит о том, что Вы рады человеку, предстоящему общению. Чаще шутите сами. Шутка сближает людей, повышает эффективность совместных дел.

Не нервничайте. Педагог не должен нервничать, раздражаться. Раздраженный человек теряет много энергии. А если привыкнешь видеть в людях только хорошее, невольно начнешь черпать позитивную энергию.

 

Критикуйте умело. До того, как осудит коллег, родителя, ребенка, выслушайте их объяснение до конца. Возможно, этого будет достаточно для разрешения возникших вопросов. Не забывайте, что все, делавшееся раньше, можно сделать еще лучше.

 

Будьте принципиальны. Будьте твердыми в серьезных вопросах, уступайте в мелочах. Не обладая твердостью и в то же время человечностью, Вы никогда не завоюете высокого авторитета.

 

Не будьте упрямы. Не бойтесь извиниться перед ребенком, родителем, если Вы не правы. Тот, кто находит объективные причины своих неудач, редко бывает хорошим специалистом.

 

Будьте добрым. Не позволяйте себе расстраиваться из-за пустяков. Помните, что свои неудачи мы чаще всего преувеличиваем.

 

Пользуйтесь эффективным стилем управления. Универсального стиля управления для воспитания и обучения разных людей не существует. Более приемлемым считается стиль управления в духе уважения, исключения недоверия друг к другу.

 

Благодарите за совет. Когда дают совет, следует поблагодарить того, кто его дал, а уже потом решать, следовать ему или нет. Совсем не обязательно говорить об этом советчику, иначе в следующий раз он может отказать в помощи, хотя вы будете в ней нуждаться.

Нельзя высмеивать личность человека. Можно посмеяться лишь над отдельной чертой характера. В дискуссии необходимо отречься от личных симпатий и антипатий.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.